По его словам, сейчас Польша пытается вернуть из-за рубежа 31 произведение, 18 из них находятся в России. Большую их часть удалось идентифицировать благодаря репродукциям на сайте ГМИИ им. Пушкина, где они обозначены как картины неизвестного происхождения. Еще часть работ находится в Художественном музее имени Радищева в Саратове. По словам министра, для его страны очень важно преодолеть практику невозвращения объектов культуры из России, и важно, что они начинают с бесспорных. Таким бесспорным объектом, по его мнению, является «Мадонна с младенцем и попугаем на фоне пейзажа» (XVI век) из Музея истории и искусства имени Бартошевичей в городе Лодзь. При этом чиновник выразил желание, чтобы хотя бы одна картина была возвращена российской стороной безвозмездно. По словам министра, переговоры с российской стороной осложняет исчезновение пострадавших польских коллекций и музеев, а также политические решения, принятые после войны. Вопрос о возвращении картин поднимается не впервые. Польша с начала Вопрос реституции всегда проходил в дипломатической плоскости, так как «трофейные» картины находятся в России согласно действующему законодательству. По нему, в частности, возвращению не подлежат картины из городских музеев. Ситуацию осложняет и вопрос правового статуса территорий, с которых был вывезен тот или иной объект искусства. При этом российское законодательство во много мне совпадает с принятым на территории Евросоюза. По мнению экспертов, вероятной причиной нового витка требований Польши вернуть картины мог послужить вопрос воссоздания Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ), результатом которого может стать переезд части коллекции Эрмитажа из Санкт-Петербурга в Москву. В последний раз ГМИИ вернул культурные ценности иностранному государству в 2008 году. Это о были витражи церкви Святой Марии во Франкфурте-на-Одере (Мариенкирхе). Тогда для передачи витражей потребовалось принятие специального закона. Ссылки по теме
| |
|
Всего комментариев: 0 | |