Год назад, 8 мая, Владимир Путин был утвержден Госдумой на посту премьера. Год оказался переломным. Не прошло и трех месяцев, как разразился глобальный экономический кризис, поставивший под угрозу стабильное экономическое развитие страны. Поначалу власти считали, что Россию кризис почти не затронет, что Россия – островок стабильности в бушующем море. А если проблемы и возникнут, то наших финансовых запасов хватит, чтобы удерживать экономику на плаву еще в течение 10 лет. Еще в июле прошлого года, когда западные экономики уже столкнулись с кризисом ликвидности, российские власти озвучивали прекраснодушные идеи о том, что к 2020 году Россия по уровню жизни догонит развитые экономики, Москва станет мировым финансовым центром, а рубль – мировой резервной валютой. Власти были настолько уверены в надежности нефтедолларовой подушки, что позволяли себе «бросать спички» в разгорающееся пламя кризиса. Таковой, например, стала резкая атака премьера на компанию «Мечел» летом прошлого года, вызвавшая первый резкий обвал российского фондового рынка. Теперь, отмечают эксперты, власти стали гораздо ближе к реальности. В начале работы правительства были опасения, что оно будет слишком политизировано, что непременно скажется на качестве принимаемых решений, говорит главный экономист национального банка «Траст» Евгений Надоршин. «Но операция «Преемник» прошла успешно, и политика перестала тяготеть над экономикой. Властный тандем Медведев – Путин работает довольно слаженно, ожидаемой проблемы распределения полномочий не возникло», – считает эксперт. Во время кризиса важно иметь четко работающий центр принятия решений, и правительство стало таким центром, соглашается аналитик компании «Ренессанс Капитал» Алексей Моисеев. В целом правительству удалось удержать ситуацию под контролем, и это главная его заслуга, считает эксперт АКГ «Развитие бизнес-систем» Алексей Калинин. «Обратная сторона медали – это то, что неплохие результаты были достигнуты очень дорогой ценой с точки зрения потраченных средств», – считает эксперт. Поначалу премьер предпочитал управлять экономикой в ручном режиме, и тут достаточно вспомнить дело «Мечела», но с началом кризиса у правительства появилось понимание, что так давить на экономику нельзя, считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Положительной оценки, считают эксперты, заслуживает тот факт, что впервые в России кризис обошелся без коллапса финансовой системы и без отъема сбережений граждан. «Прежние кризисы в России начинались и заканчивались крахом банковской системы», – напоминает Моисеев. В зачет правительству можно записать поднятие гарантий по вкладам до 700 тысяч рублей, что сбило панические настроения россиян, считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Но во многом правительству пришлось расплачиваться за ту политику, которую власть проводила раньше. «Часть проблем, с которыми правительству и премьеру Путину пришлось иметь дело, достались от Путина-президента», – говорит Гурвич. В «тучные годы» власти должны были не столько вливать деньги в экономику, она и так была перегрета, сколько устранить административные барьеры, мешающие бизнесу развиваться, отмечают эксперты. А в кризис важно дать бизнесу доступ к дешевым средствам. «Сейчас деньги дают, но поскольку административные барьеры так и не сняты, то эффекта от финансовой помощи компаниям не будет», – говорит Моисеев. «Несомненно, в актив правительству стоит зачесть высокий уровень сбережения ресурсов», – говорит эксперт Дойче-банка Ярослав Лисоволик. Даже если резервных денег не хватит до конца 2010 года, все равно их наличие в начале кризиса и отсутствие необходимости обращаться за заемными средствами поможет выходу России из кризиса, полагает руководитель проекта БСС «Система Главбух» Елена Авилова. Но возникает проблема эффективности бюджетных расходов. Наличие шальных денег, по мнению Игоря Николаева, предопределило выбор антикризисной политики. «Но залить кредитно-финансовую систему деньгами – это, извините, не стратегия. Деньги решают не все, при такой стратегии нет уверенности в том, что правительство не пойдет на новую девальвацию рубля», – говорит эксперт. У экспертов много претензий к антикризисному плану правительства. Евгений Надоршин считает, что план размыт, у него нет той четкости, которая есть у плана президента США Барака Обамы. «Российское правительство чаще работает в режиме устранения последствий уже случившегося, и видна несколько замедленная реакция властей на кризисные явления», – отмечает Надоршин. Он полагает, что привыкание к новой реальности идет трудно. Чисто по-человечески это можно понять. «Не бывает так: лег спать одним человеком, проснулся другим», – говорит Надоршин. К минусам работы правительства можно отнести также не оправдавшиеся надежды на то, что правительство сможет достаточно быстро перевести экономику на рельсы реформ. Год прошел, успехи слабые, отмечает Моисеев. В минус правительству необходимо записать отсутствие реального кредитования компаний и не достаточно урезанные госрасходы, полагает гендиректор ООО «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. Эксперты заостряют внимание на непоследовательности действий властей. То признается ошибкой финансовая поддержка фондового рынка, «то вдруг Пенсионному фонду дается отмашка вкладываться в высокорискованные инструменты», считает главный экономист УК «Финам» Александр Осин. По мнению Николаева, за прошедший год «правительство демотивировало бизнес к активным действиям». Речь идет о списках на помощь из бюджета. 295 предприятий из федерального списка и 1148 из регионального. «Фактически деньги и госзаказы раздаются избранным», – отмечает эксперт. Вызывает неудовольствие экспертов и социальная политика исполнительной власти. Правительство загоняет себя в ловушку, постоянно индексируя пенсии, говорит член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер. «Необходимо было принять политическое решение – отказаться от страховой части пенсии для тех, кто уже на заслуженном отдыхе, то есть вернуться к советской пенсионной системе, а вот отчисления в ПФР для работающих поднять значительно», – считает эксперт. Власти взяли на себя такие обязательства по пенсиям, которые не могут быть выполнены, соглашается Николаев. Резервного фонда хватит еще, может быть, на год, а дальше придется увеличивать нагрузку на бизнес, а сейчас не самое удачное время для этого. «По нашим оценкам, в 2010 году налоговая нагрузка на бизнес вырастет до 300–350 млрд рублей», – говорит Николаев. Эксперты единодушны во мнении относительно тех проблем, которые правительству придется решать сейчас в первую очередь. «Проблема номер один сейчас – плохие долги, – говорит Гурвич. – Нужно понять, как бороться с этим. Я вижу большую неопределенность в этой теме». По разным оценкам, «плохие долги» банков могут вырасти от нынешних 3% до 5–6% и даже до 15%, уточняет директор центра маркетинговых исследований ВТБ-24 Дмитрий Лепетиков. К первоочередным задачам правительства Николаев относит стимулирование внутреннего спроса и развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры, что даст значительный мультикативный эффект. Ключевая проблема сейчас – возобновление роста экономики. Рост возможен уже к концу года – началу следующего, считает Лисоволик. Достичь его можно за счет импортозамещения, стимулирования потребления, укрепления рубля Быстрого выхода России из кризиса эксперты не прогнозируют. «Думается, что мы окажемся позади других стран», – говорит Калинин. Сумев сгладить процесс падения в кризис, правительство пока не очень заботится о способах выхода из него. «Напротив, поставленная цель по сдерживанию социальной напряженности, а также планы по увеличению налоговой нагрузки в 2010 году затормозят выход экономики из кризиса», ( http://www.gazeta.ru/financial/ )
Оригинал этого текста расположен там.Потому что здесь Используются технологии uCoz. | |
|
Всего комментариев: 0 | |