Главная » 2013 » Декабрь » 8 » Азиаты - самые продвинуты школьники
Азиаты - самые продвинуты школьники
Организация экономического сотрудничества и становления (ОЭСР) представила очередное изыскание, посвященное качеству образования в мире. Первые места в новом рейтинге, оценивающем знание старшеклассников использовать свои умения на практике, заняли школьники из Китая и других азиатских стран. Они оказались лидерами по каждому трем предметам, включенным в изыскание - математике, чтению и естественнонаучным дисциплинам. В США и Великобритании (их школьники оказались в середине списка) итоги изыскания назвали свидетельством провала образовательной политики. Власти России, отставшей еще мощней, выводами тестирования, наоборот, абсолютно довольны.

Изыскание PISA (Programme for International Student Assessment; интернациональная программа по оценке успеваемости учащихся) проводится теснее в пятый раз. Впервой рейтинг был составлен в 2000 году, дальнейшие доклады публиковались с периодичностью раз в три года.

Как рассказал куратор PISA Андреас Шляйхер (Andreas Schleicher), идея провести такое изыскание появилась в середине 1990-х годов. По его словам, к тому моменту власти многих стран осознали, что они лишены вероятности сравнить свои образовательные системы. Существовавший тогда подход, при котором измерялись только государственные расходы на школьное образование, никакого представления об их результативности не давал.

Именно тогда специалисты в области образования предложили разработать свод многофункциональных тестов, по результатам которых дозволено было бы осознать, насколько классно старшеклассники усвоили программу. При этом организаторы говорили, что хотят проверить не столько академические достижения учеников, сколько их способность ориентироваться в тех либо иных жизненных обстановках. Во-первых, это дозволяло определить, исполняет ли образование свою основную функцию - подготовку к независимой жизни. Во-вторых, таким образом легче было найти формат, на основании которого дозволено было бы проводить сопоставление между различными культурами.

В изыскании, проведенном в 2012 году, приняли участие школьники из 65 государств и региональных образований. Помимо 34 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и становления, речь идет о 27 государствах - партнерах организации, самопровозглашенной Китайской республике (Тайване), а также 3 субъектах КНР (город Шанхай, автономии Гонконг и Макао). Планируется, что на общенациональном ярусе континентальный Китай примет участие в плане теснее в дальнейший раз, в 2015 году.

Испробовать свои силы в решении типовых задач, которые предлагались участникам плана, дозволено на сайте PISA (правда, там помещены задания только по математике). На самом простом ярусе пользователю предлагается гистограмма, в которой отражены объемы месячных продаж дисков вымышленных музыкальных коллективов. На основании этого графика требуется предпочесть результат, в каком месяце продажи одной из групп превысили продажи иной.

Задача самого трудного яруса по математике сформулирована так: «Хелен приобрела велосипед со спидометром, с поддержкой которого она может определить, сколько она проехала и с какой средней скоростью. От дома до реки, которая расположена в четырех километрах, Хелен доехала за девять минут. Обратно она отправилась больше коротким путем, одолев три километра за шесть минут. Вычислите среднюю скорость (в километрах в час), с которой Хелен ехала до реки и обратно». Результат нужно вписать в пустое поле самосильно.

Примеры заданий по чтению приведены в докладе о итогах изыскания. Для прохождения самого простого яруса испытуемый должен прочитать текст басни Эзопа «Скряга», позже чего верно указать очередность событий в произведении, которые перечислены в виде заявлений в вопроснике. Дабы удачно исполнить задание самого трудного яруса, школьник должен на основании отрывка из пьесы «Игра в замке» венгерского драматурга Ференца Мольнара указать, чем, по его суждению, герои произведения занимались непринужденно перед тем, как поднялся занавес.

Изредка задания из этой категории связаны не столько с чтением как таковым, сколько с знанием извлекать информацию из графических схем. При обзоре одной из таких схем, в которой содержатся статистические данные о некоем рынке труда, от школьников требуется проявить повышенное внимание: если при подготовке результата они не учтут сноски, их балл будет снижен.

Также в докладе приведены примеры вопросов по естественнонаучным дисциплинам. В задании низшей категории предлагается оценить два заявления, описывающих процесс в напряженных мышцах. В первом случае говорится, что к мышцам возрастает приток крови; во втором - что в них откладывается жир.

В задании наивысшей трудности участнику испытания дают прочесть текст, в котором утверждается, что возрастание концентрации углекислого газа в атмосфере усугубляет парниковый результат. В частности, там приводятся два графика, отражающие динамику оглавления в воздухе CO2 и средней температуры на планете, из которых следует, что между этими двумя показателями существует прямая связанность. Дальше это заявление ставится под сомнение воображаемым собеседником: «Перед тем как согласиться с этим итогом, нужно удостовериться, что все остальные факторы, способные усилить либо ослабить парниковый результат, остаются непоколебимыми». Позже чего школьнику предлагается самосильно вписать правда бы один фактор, о котором идет речь.

Реакция на обнародование выводов изыскания оказалась неоднозначной. В Великобритании итоги тестирования сочли удручающими. В 2012 году страна заняла 26-е место по математике, 23-е место по чтению и 21-е по естественнонаучным дисциплинам. При этом, начиная с 2006 года, число набранных ее учениками баллов фактически не изменилось: по математике оно уменьшилось на два балла (по тысячебалльной шкале), по чтению увеличилось на четыре, по обычным наукам уменьшилось на один балл.

Комментируя итоги изыскания, председатель комитета по делам образования британской Палаты общин Грэм Стюарт (Graham Stuart) заявил, что они произвели на власти «весьма отрезвляющее влияние». Он также добавил, что все то время, что в образование вкладывались большие средства, «мы шли в никуда».

Не меньшее расстройство обнародование доклада вызвало и в США, которые в 2012 году заняли 36-е место по математике (снижение на два балла с 2003 года), 24-е - по чтению (снижение на семь баллов с 2000 года) и 28-е - по научным дисциплинам (увеличение на девять баллов с 2006 года). По словам министра образования США Арни Данкана (Arne Duncan), эти цифры свидетельствуют о самой настоящей стагнации в подведомственной ему сфере.

Прокомментировал новейший отчет PISA и председатель Национальной ассоциации образования, крупнейшего в стране профсоюза преподавателей, Деннис ван Роукел (Dennis Van Roekel): «Позиции США особенно не улучшились из-за того, что наше государство так и не сумело... повысить благополучие учащихся».

Между тем, академик Высшей школы образования при Стэнфордском институте Мартин Карной (Martin Carnoy) призвал не спешить с итогами. Обвинив специалистов в «безмерно упрощенной» интерпретации выводов изыскания, он подчеркнул: «Эти данные ничего не говорят ни о качестве преподавания, ни о качестве учебных программ». Тем не менее, как именно следует воспринимать опубликованные в докладе данные, он не пояснил.

У русских властей, в различие от британских и заокеанских коллег, изыскание PISA вызвало воодушевление. По данным РИА Новости, представляя итоги тестирования, 1-й зам министра образования и науки России Наталья Третьяк заявила: «Мы можем констатировать с уверенностью, что мы значительно усовершенствовали свои личные показатели». Подлинно, по математике с 2003 года Россия набрала 14 баллов, по чтению с 2000 года - 13 баллов, по естественнонаучным дисциплинам с 2006 года - семь баллов.

Однако, не исключено, что замминистра несколько преувеличила масштабы подвижек. Среди прочего, Третьяк подчеркнула: «Когда мы участвовали в этом изыскании впервой в 2000 году, мы заняли предпоследнее место». Между тем, как следует из сводных таблиц в последнем докладе PISA, в 2000 году Россия принимала участие в тестировании только по чтению. По его результатам она заняла 27-е место из 39-ти. Что касается проверки познаний по математике, то в 2003 году, когда изыскание по этой дисциплине было проведено в 1-й раз, Россия заняла 29-ю строчку из 39.

Итоги изыскания могут принудить задуматься, раньше каждого, сановников от образования в западных странах, где способы обучения кардинальным образом отличаются от восточных. На Западе к китайской образовательной модели, в основе которой лежит не осознавание, а зубрежка, зачастую относятся если не с игнорированием, то по крайней мере с непониманием. Впрочем именно китайцы и другие азиаты продемонстрировали в ходе тестирования большее осознавание материала. Как бы то ни было, при оценке итогов следует проявлять осторожность - чай не напрасно лучшими в мире вузами признаны не китайские и не корейские, но заокеанские и европейские.

по материалам статьи Валентина Макова


  • Учеба - учебой, но вот-вот наступят новогодние школьные каникулы, а вслед за ними - майские. Мы решили отправить обоих дочерей в Санкт-Петербург, когда увидели это предложение - туры для школьников в петербург на майские праздники. Девочки пока что не знают, но мы уверены, что им этот подарок очень понравится.

Оригинал этого текста расположен там.

Потому что здесь Используются технологии uCoz.

Просмотров: 455 | Добавил: mobilekid | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]